19:45
Мобилизация доходов бюджета
Система мобилизации доходов в государственный бюджет может как нанести импульс экономическому росту, так и наоборот подавить его. Так, задействованная в нашей стране система, мобилизации доходов в распоряжении государства оказалась неадекватной в условиях переходной экономики, создала значительные налоговые нагрузки на субъектов хозяйствования, привела к не оправданному изъятию оборотных средств предприятий, возникновению дополнительной потребности в кредитных ресурсах. Значительные деформации и нестабильность обнаружены в размерах ставок налогообложения, в методологии определения базы и периодов налогообложения. Особенно негативно повлияли на результаты хозяйственной деятельности начисления на фонд оплаты труда. Чрезмерное количество налоговых льгот обусловило необоснованное перераспределение валового внутреннего продукта, создало неодинаковые экономические условия для ведения хозяйства. Все это привело к созданию значительного неофициального сектора экономики, уклонению от налогообложения, задержки налоговых поступлений.

На сегодня очевидно и то, что создание эффективной системы доходов - дело очень сложное. Прежде всего нужна научно обоснованная политика доходов государства, которая бы учитывала современное экономическое положение в стране, те функции, которые возложены на него Конституцией в области экономической и социальной жизни. Без всесторонне продуманной и концептуально выверенной политики доходов государству трудно осуществить налоговую реформу. Поэтому основными принципами построения системы доходов государства являются:

• мобилизация доходов в бюджетную систему благодаря внедрению прямых налогов, т.е. налогов, где объектом налогообложения является доход физического лица, земля, имущество и капитал;

• использование косвенных налогов лишь в форме акцизов и с целью ограничения потребления отдельных видов товаров, возможностей производителя-монополиста в получении необоснованно высоких доходов, а также для налогообложения предметов роскоши, защиты собственного производителя;

• применение при налогообложении обоснованной дифференциации ставок налогов в зависимости от вида деятельности и размера получаемой прибыли или дохода;

• ликвидация налоговых льгот, способствующих перераспределению доходов, деформирующих стоимостные показатели в экономике и снижающих конкурентоспособность товаропроизводителей. Льготы могут предоставляться на определенный срок и при использовании средств на определенные государством цели;

• поступления должны быть из множества различных источников - чем разнообразнее источники, тем меньше вероятность того, что бюджет пострадает от неожиданного снижения поступлений с ухудшением положения в экономике;

• рост расходов пропорционально с ростом доходов бюджета (это гарантирует сбалансированность бюджета при любых экономических условиях в государстве);

• прогнозируемая и устойчивая система поступлений, что, в свою очередь, требует применения экономически выгодных автоматизированных систем сбора статистической информации, применения вычислительной техники, современных компьютерных технологий, создание автоматизированных информационных баз и банков данных.

Необходимо также ввести четкое разграничение налогов, зачисляемых в государственный и местные бюджеты, расширить права органов местного самоуправления в сфере налогообложения.


Источник: Про финансы и финансовые отношения
Категория: Финансы | Просмотров: 534 | Добавил: creditor | Теги: Мобилизация доходов бюджета | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
close